Автоматизированный экологический контроль: необходимость или неизбежность?
Современное промышленное производство связано с высоким уровнем загрязнения окружающей среды. Контроль за выбросами всегда был важной задачей, но эффективность существующих методов остается под вопросом. В последние десятилетия наблюдается снижение уровня государственного контроля над экологической безопасностью, что усугубляет ситуацию. В начале 90-х годов, когда правовая база еще только формировалась, наблюдение за состоянием водных и атмосферных ресурсов осуществляли различные структуры, такие как Узгидромет и Министерство водного хозяйства. Позднее эти функции были объединены в рамках Комитета по охране природы. Уже тогда снижение объемов выбросов в Ташкентской области вселяло надежду, что через 25–30 лет экологическая ситуация значительно улучшится. Однако отсутствие эффективной системы мониторинга, способной оперативно фиксировать изменения, привело к тому, что многие промышленные предприятия продолжают загрязнять окружающую среду, не неся за это реальной ответственности.
Действующая система государственного экологического контроля имеет множество ограничений. Инспекторы не могут охватить все потенциальные источники загрязнения, а проверки регламентированы законодательством и проводятся по строго утвержденному графику. Введенные платежи за загрязнение окружающей среды изначально должны были стимулировать предприятия к снижению вредных выбросов. Логика проста: чем больше загрязняешь, тем больше платишь. Однако на практике этот механизм не работает должным образом. Компании, имея возможность просто оплачивать штрафы, не заинтересованы в модернизации производства и установке очистных сооружений. В результате плата за выбросы не стала инструментом предотвращения загрязнения, а лишь дополнительным налогом, который компании готовы учитывать в своих расходах.
В качестве примера эффективной системы контроля можно привести опыт Южной Кореи. Уже в конце 90-х годов в стране была внедрена автоматизированная система мониторинга выбросов. На крупнейших промышленных объектах были установлены датчики, данные с которых в режиме реального времени поступали в центральную диспетчерскую в Сеуле. Это позволяло мгновенно реагировать на превышение допустимых норм загрязнения. Внедрение такой системы в Узбекистане позволило бы не только повысить уровень экологической безопасности, но и усилить контроль за соблюдением природоохранного законодательства. При этом финансирование установки и обслуживания подобных систем должно ложиться на сами предприятия-загрязнители.
Еще одной проблемой является снижение значимости государственных природоохранных органов. В начале 90-х годов Госкомприроды, ныне Министерство экологии, имел высокий статус и был упомянут в Конституции наряду с прокуратурой и Конституционным судом. Однако со временем его полномочия были урезаны. Министерство стало подконтрольным законодательной палате, что снизило его влияние на принятие решений. В результате Министерство экологии оказалось в положении ведомства с ограниченными возможностями, а решения в сфере охраны окружающей среды стали зависеть от политической конъюнктуры.
В сложившейся ситуации необходимо принять закон об экологической безопасности, который установил бы четкие механизмы контроля и ответственности за загрязнение окружающей среды. Необходимо ввести обязательную автоматизированную систему мониторинга выбросов, а также расширить полномочия природоохранных органов. Сегодня этот вопрос остается на периферии внимания законодателей, несмотря на критическое состояние экологии. Очевидно, что без системных реформ и современных технологий контроля дальнейшее ухудшение экологической ситуации неизбежно.