Правовой результат в механизме действия права
Результат действия права выражается в достижении заложенных в праве целей. Степень достижения указанных целей означает уровень эффективности действия права. Рассмотрение основных подходов к пониманию эффективности и обращение к этимологии и семантике исследуемого термина дают нам основание сделать вывод о том, что уяснение категории «эффективность действия права» применительно к механизму действия права необходимо осуществлять в рамках результативности целенаправленного действия права.
Если в сжатой форме выразить суть результата действия права, то его можно обозначить такой категорией, как «правопорядок». В общей теории права сложилось традиционное представление о том, что упорядоченность, согласованность регулируемых правом отношений отражается в категории «правовой порядок». Последний рассматривается как итог правового регулирования.
В свое время видный теоретик права А.М. Васильев заметил, что «с помощью данной категории отображаются общие итоги правового регулирования, фиксируются общественные результаты функционирования правовой формы». Значит, правопорядок как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражает результат реального действия права. Такое понимание правового порядка означает его генетическую связь с категорией «действие права».
Говоря иначе, термин «эффективность действия права» не обозначает самостоятельного обособленного предмета правовой жизни, а отражает признак механизма действия права и является оценочной категорией. Все дело в том, что эффективность свойственна только тем явлениям, которые способны в заданном контексте проявить свои качества в действии, когда предполагается наличие результата их реализации. В свою очередь, процесс реализации невозможно оценить и рассмотреть в отрыве от самого результата данного процесса.
Очевидно, тем самым прослеживается связь категории эффективность не только с качеством свойств самого механизма действия права, но и с характеристикой свойств среды, на которую оказывается правовое воздействие. Изложенное свидетельствует о том, что категория «эффективность действия права» является не только определяющей, но и определяемой дефиницией. Учитывая, что факторы, задающие параметры эффективности, не являются величинами постоянными, то и эффективность не может быть неизменной по своей сути, поэтому должна осмысливаться как величина относительная.
На основании этого можно утверждать, что устойчивость и абсолютность категории «эффективность действия права» не являются незыблемыми и, по нашему мнению, эту эффективность можно измерить с помощью таких терминов, как уровень, степень, величина.
Вывод: закон, даже при максимальном обеспечении его прямого действия не всегда может быть эффективно реализован без актов, обеспечивающих его применение, закрепляющих механизм его реализации. Поэтому принятие любого закона должно сопровождаться подготовкой подзаконного акта, обеспечивающего его реализацию.
Огромное значение имеет закрепление в самом акте схемы его реализации, пошагово с указанием процедур, сроков и субъектов исполнения требований права.
Эффективность действия права проявляется в его результативности, степени соответствия целям и назначению права. Составляющей эффективности действия права является эффективность правового регулирования, под которой понимается результативность правового инструментария (всех юридических средств, используемых в правовом регулировании — нормативных и правоприменительных актов), его способность производить необходимый эффект в общественной жизни. По большому счету — результативность действия права отражает состояние господства права в обществе и государстве.
Если же говорить о результате действия права применительно к отдельной личности, то он характеризуется степенью удовлетворения человека реализацией своих правовых интересов и потребностей. Результат действия права характеризует качественное состояние общественных отношений — такого, каким оно должно быть в соответствии с законодательством. Как представляется, это состояние отражается в понятии «стабильность». Возникая в результате должного правомерного поведения, указанный результат призван отразить состояние стабильности правоотношений, которое позволяет достичь социально полезных целей права. Здесь важное значение приобретает правовая культура субъектов права.
Сегодня важнейшим направлением обеспечения результативности действия права должно являться не только совершенствование действующего законодательства, но и устранение многообразных пробелов, коллизий, дефектов правоприменительной практики. Данная задача может быть успешно решена при условии развития комплексной системы мониторинга как законодательства, так и правоприменительной деятельности. Задача такого мониторинга — добиться того, чтобы результативность действия законодательства стала важнейшим индикатором, наряду с иными показателями развития страны. Однако, введенная постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан система оценки воздействия актов законодательства (СОВАЗ), работала слабо. В результате в 2021 году правительство отменило данное постановление с целью улучшения результатах функционирования данной системы.
Не случайно Президент страны Ш.М. Мирзиёев отметил необходимость пересмотра всей системы оценки деятельности органов государства. А они, как известно, и занимаются претворением требований права в жизнь. Для улучшения работы указанной системы, по нашему мнению, следует сформировать в структуре министерства юстиции специальный центр, который непосредственно занимался бы данной задачей, охватив более широкий круг правоотношений. Разработка объективной системы оценки показателей имеет огромное значение. Если уровень законности определяется на основе сложившихся форм отчетности, то система оценки уровня правового порядка в целом пока не имеет четкой и однозначной системы показателей.
Итак, результатом действия права выступает правопорядок, т.е. порядок, организованность, устойчивость общественных отношений, являющиеся целью права. Следовательно, результат действия права характеризует степень упорядоченности общественных отношений, достижение заложенных в праве целей. Далее, результат действия права — это такое состояние общественных отношений, которое запрограммированно правом. его можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является достижение цели права с помощью правовых средств. Целью и итогом действия права является должная урегулированность общественных отношений.