Сущность и содержание категории правопонимания
Произошедшие после обретения Узбекистаном государственной независимости изменения социально-политического устройства республики потребовали создания новых правовых средств социального регулирования системы общественных отношений. В связи с этим теоретическая разработка концепции новой правовой системы и реальное её воплощение в практическую деятельность составили одну из первоочередных задач, от решения которой зависели многие другие правовые проблемы, в частности, вопросы, связанные с совершенствованием права в целом, определением его места и роли среди других юридических явлений и социальных регуляторов. Господствовавшая в советское время этатистская концепция правопонимания базировалась на обязательно-принудительном характере права. Сегодня формируется новое понимание права, для которого высшей ценностью является не государство, а человек, обеспечение его прав и интересов, а государство несёт социальную ответственность во взаимоотношениях с гражданами, на что не раз обращал внимание Президент страны Ш.М. Мирзиёев.
В условиях построения демократического правового государства и модернизации страны право приобрело ведущее значение. Правовая система, являясь основой модернизации страны, сама также нуждается в модернизации, превращении в действенный инструмент осуществления социально-экономических, политических и иных реформ.
Право есть динамичная система, которая развивается вместе с развитием общественных отношений. При этом ядро права складывается в правотворческом процессе, результатом которого является законодательство, т.е. комплекс нормативно-правовых актов. Право служит, как известно, формой упорядочения общественных отношений, управления социальными процессами, инструментом цивилизованного решения задач и целей общественного развития.
Право и государство — явления исторически развивающиеся, проходящие в своём развитии сложные процессы. Современное развитие государства и права отличается беспрецедентной неоднозначностью, разнонаправленностью и неустойчивостью протекающих процессов и событий. В связи с этим приобретает особую значимость проблема понимания свойств и механизма содержательного, качественного развития государства и права, выявление его направлений и тенденций.
Кроме того, сегодня внимание правоведения должно быть обращено не только к историческому опыту и современным проблемам, но и перспективам государственно-правового развития. Приходится констатировать, что развитие юридической науки не всегда поспевает за темпом развития правовой жизни, а способы правового освоения социальной действительности не вполне соответствуют современным общественным процессам.
Мы наблюдаем, как быстро меняются общественные отношения, а система законодательства приводится в соответствие с изменениями и новыми задачами. Всё это требует от юридической науки выработки адекватных реалиям жизни теоретических концепций, научных выводов и положений, практических рекомендаций и предложений, связанных с правотворческой политикой и правотворческой деятельностью современного государства. Значит, правотворчество должно обеспечивать связь правового регулирования с обусловливающими его объективными факторами и общественными потребностями, конституировать правовые потребности в правовые нормы.
Интерес к исследованию сущности права обусловлен потребностями повышения эффективности права как социального регулятора, совершенствования процесса правотворчества, создания качественного механизма правового регулирования. Принципиально значимым для выяснения этой проблемы является положение о связи природы права, её трактовки с концепцией правопонимания.
В первые годы независимости Узбекистана в юриспруденции естественным образом проявилась реакция отторжения понимания права лишь как средства принуждения, оно стало рассматриваться как мера свободы индивида. Действительно, без этого невозможно строительство правового государства. Вместе с тем, наблюдалась некоторая эйфория среди учёных относительно либертарного понимания права, в то же время его регулятивная роль стала принижаться. Однако со временем возобладал здравый смысл: скажем, пришло понимание того, что нельзя полностью отказываться от нормативного подхода к праву, что он содержит в себе некое рациональное зерно. Достаточное признание получили так называемые социологический, а также психологический подходы к пониманию права. Появилось много сторонников так называемого интегративного подхода.
Закон, как и другие правовые инструменты, способствует решению социальных, политических и экономических задач, выдвигаемых перед законодателем ходом общественного развития. В зависимости от того, насколько адекватно правовым потребностям сформирована законодательная база, право может либо способствовать модернизации и развитию страны, либо тормозить и даже наносить ущерб общественному развитию.
Следует прямо сказать, что конкуренция научно-прикладных доктрин правопонимания возможна лишь на предварительном этапе правотворчества, поскольку механизм трансформации идеи права в норму права предполагает однозначное понимание субъектом правотворчества смысла и цели принимаемой правовой нормы, в том числе на основе своих теоретических представлений о сущности права. В ходе же применения правовых норм дискуссия о понимании права недопустима, она может дестабилизировать юридическую практику. Правопонимание есть философско-правовая категория, относящаяся к области доктринального правосознания, охватывающая закономерности возникновения, развития и функционирования права, правовых явлений. Оно представляет собой определённую форму освоения правовой действительности, раскрывает подход к сущности и содержанию права. Поэтому можно сказать, что учение о понимании права представляет не некую единую правовую доктрину или теорию, а конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права.
Правопонимание есть продукт познания права, это квинтэссенция теоретического знания о праве. Но оно имеет и практическое значение, оказывает определяющее влияние на юридическую практику. Суть правопонимания проявляется посредством таких понятий правоведения, как: «правовая доктрина», «правовая теория», «правовая политика», «правовая концепция» и других. Скажем, правовая доктрина выражает определённую концепцию правопонимания, неофициально доминирующую в рамках научного сообщества, а правовая политика отражает официальное понимание права, которое закреплено законодательно и находит воплощение в осуществляемых государством официальных мерах юридического характера.
Наглядным примером проявления определённого правопонимания, поддерживаемого государством, являются цели и практика судебно-правовой реформы, проводимой в Республике Узбекистан после обретения независимости. В то же время, не только положения Конституции и законов, но и содержание учебников, монографий, комментариев, научных статей отражают правопонимание должностных лиц государства и представителей научного сообщества.
Таким образом, правопонимание представляет собой своеобразный инструмент познания сущности права, оформленный в виде теории, концепции, школы или доктрины относительно назначения, содержания, ценности и роли права в общественной жизни. Роль правопонимания в правотворчестве определяется тем, что прежде всего в законотворческом процессе и его продукте проявляется догма права, когда посредством формулирования правовых принципов, категорий и норм закладывается определённый подход к назначению и содержанию права как социального явления. Понимание права в качестве сложной системы социального регулирования, которая в силу своей обязательности оказывает результативное воздействие на общественные отношения, даёт основание лучше понять природу феномена «действие права». При таком подходе право предстает не просто как совокупность официально закреплённых нормативно-правовых принципов и норм, но и как многомерный феномен, имеющий свойства и способности реально функционировать, действовать на практике.