Разработка компьютерных игр в Узбекистане: есть ли у неё будущее?
Меня зовут Фирдавс. Уже полтора года я занимаюсь разработкой игр. Сюда я пришел из музыкальной индустрии, которой я занимался более пяти лет. Для меня это было довольно спонтанным решением, так как, мне кажется, игровая индустрия дружелюбнее и здесь – более «ламповая» обстановка.
Плюс игры – это все еще довольно молодое направление, где по-прежнему много слепых зон, в которых можно построить что-то новое.
Главное отличие одной индустрии от другой, на мой взгляд, это команда. В музыке ты волк-одиночка, который сражается за место под солнцем. А в геймдеве это всегда команда, которая тебя поддерживает и не дает пасть духом, даже если что-то идет не так.
Все началось в 2022 году. Без опыта, понимания тонкостей и прочих «подводных камней» мне удалось собрать команду, и мы принялись за создание ПК-игры в сеттинге Золотой орды XIII века The Golden Horde. Не скажу, что все было легко и просто...
Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что мы наделали множество ошибок, но именно пройденный путь помог быстро получить тот опыт, который я могу использовать сейчас для более быстрого выпуска качественного продукта.
Помимо проблем с отсутствием опыта мы столкнулись с довольно хромающей поддержкой игровой индустрии в нашем родном Узбекистане. Да, за последний год у нас появились конкурсные программы с государственной поддержкой. На нас обращают внимание крупные издатели из других стран, но на данный момент, единственное, что мы выпускаем - это мобильные игры.
Я вполне понимаю, почему это происходит. Там не нужны большие бюджеты на разработку. Игры сами по себе довольно несложные, что исключает необходимость поиска множества специалистов. Которых, к слову сказать, найти у нас сложно. Но проблема мобильного рынка – в том, что там огромная конкуренция. И на раскрутку любой игры требуется огромный маркетинговый бюджет.
И это притом, что еще не факт, что игра понравится пользователям. Большие издатели могут выпускать одновременно десятки игр и отбрасывать те, которые не приносят прибыли. А маленькие же команды не могут себе такого позволить. И это вторая большая проблема на данный момент.
За последний год я общался с сотнями инвесторов и десятками венчурных клубов и не счесть сколько раз я питчил нашу игру. Да, нам удалось получить узбекистанский грант в $30 тыс. Но для производства серьезной игры это – капля в море. Но даже за эту помощь я благодарю наше правительство, поддерживающее независимых разработчиков.
За 2022 год компания Ubisoft заплатила налогов больше $100 млн. Это крупный разработчик игр. Но есть множество других компаний.
Если сегодня начать инвестировать в развитие индустрии видеоигр в Узбекистане хотя бы такую же сумму ежегодно, то у нас найдется много талантливых и способных ребят. Они смогут создать интересные и привлекательные продукты. И в будущем – лет через 5-10 – вложенные средства начнут возвращаться уже в виде налогов обратно в бюджет.
Но пока всего этого нет. Нашей команде Doomers Entertainment приходится искать необходимое финансирование на стороне. Наша игра строится на истории Узбекистана и всей Средней Азии. И мы верим в успех проекта.
Фирдавс Мамадханов является единственным узбекским победителем Всероссийского конкурса «Начни игру».