Искусство, вдохновлённое временем: Елена Казанцева о скульптуре и семейном наследии

Искусство, вдохновлённое временем: Елена Казанцева о скульптуре и семейном наследии

Давайте начнём с истоков. Вы являетесь дочерью известного скульптора Сергея Сергеевича Казанцева. Как творчество Вашего отца повлияло на ваше восприятие искусства и культуры?

— Для начала, я бы хотела более полно представить своего отца. Сергей Сергеевич Казанцев – скульптор, народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. Сергей Казанцев автор памятника «Уго Чавес», который находится в Венесуэле и был сделан по заказу Владимира Владимировича Путина через публичное акционерное общество «Роснефть» и это мероприятие курировал Игорь Иванович Сечин. Также Сергей Сергеевич – автор памятника Ивану Сергеевичу Тургеневу, стоящему в Москве, который мы делали всей семьёй. Так что мой отец, скажем так, игрок на самом высоком уровне.

Сергей Сергеевич всегда был человеком, который очень много работал над собой, как в профессиональном плане, так и вообще в человеческом. Профессия скульптора крайне тяжёлая во всех смыслах. Скульптор должен быть физически сильным и выносливым, уметь договариваться с заказчиком, добывать необходимое финансирование на реализацию своего проекта, потому как гранит, мрамор, металл стоят немалых денег.

Я всегда росла в мастерской среде. Помню, однажды мои одноклассники на экскурсии спросили: «Как тебе живётся в музее?». Мастерская для моей семьи всегда была и домом, и производственной частью, и выставочным пространством. Мы всегда жили только в мастерских, и для меня находиться среди искусства и творчества было и остается чем-то само собой разумеющимся. Члены моей семьи обычно даже не задумываются о том, что кто-то может жить иначе.

Кроме того, мой отец — трудоголик, и это тоже отразилось на воспитании. Отец всегда учил меня, что с утра надо делать зарядку, есть овсянку и делать так, чтобы выполненная работа в первую очередь нравилась заказчику и он оставался довольным. Спорт, трудолюбие и добросовестное отношение к своему труду всегда культивировались в моей семье. Думаю, это основополагающие моменты.

— Основная тема нашей беседы — открытие памятника. Для Вашей семьи его творчество имеет большое значение. Каково было видеть, как Ваш отец создаёт памятник Пушкину?

— Образ Александра Сергеевича Пушкина для Сергея Сергеевича Казанцева священен. Это символ русской идентичности, одна из самых значимых фигур в русской культуре. Для него как для художника прикоснуться к гению поэта было честью и ответственностью. Он долго шёл к этому памятнику. В 2008 году отец создавал первые портреты Александра Сергеевича, делал их из гипса, через пять лет — в мраморе, также был заказ для «Артека» из искусственного мрамора. Когда началась пандемия в 2020 году, было много свободного времени, так как все проекты были поставлены на паузу. Тогда он посвятил этот год созданию памятника Пушкину, а затем сразу же сделал памятник Льву Николаевичу Толстому. Если говорить о причине, которая дала импульс к созданию великих писателей, то стоит упомянуть об открытии в 2018 году памятника Ивану Сергеевичу Тургеневу, Владимир Владимирович Путин высоко оценил работу Сергея Казанцева, и это дало мотивацию для создания памятников Пушкину и Толстому.

— Это как раз доказывает Ваши слова о трудоголизме Сергея Казанцева.

— Да, о трудоголизме и живом патриотизме. С 1991 года мой отец создает в городском округе Истра Московской области парк скульптур и первая композиция, которая встречает экскурсантов, — памятник воинам, сражавшимся в 1941-1945 годах с фашизмом. Прототипом для памятника послужил мой дедушка Марначёв Михаил Васильевич по материнской линии, который в 1941 году ушёл на фронт, пройдя всю войну на Т-34, а в 1945 вернулся победителем. Его образ для нас священен, именно поэтому в нашей семье существует два самых главных праздника: 9 мая — День Победы и 23 мая — день рождения Сергея Сергеевича Казанцева.

— Во время создания памятника Пушкину Ваш отец делился с вами мыслями или переживаниями?

— Больше всего Сергей Сергеевич переживал о судьбе самого Пушкина. Художники обычно погружаются в биографию своего героя, перечитывает его произведения, и, возможно, выходит на какой-то тонкий информационный уровень из которого получает ответы на волнующие их вопросы. Отец переживал за трагизм судьбы Пушкина, за то, что он был убит французским офицером, приемным сыном голландского дипломата. Отец считает, что гибель Пушкина была подстроена западной пропагандой, потому что там не могли спокойно воспринять, что в России есть такой гений, как Пушкин. Ведь как могло случится, что Пушкину в один день пришли из трех разных мест письма, одинакового содержания о том, что жена его ведет себя неприлично. Всё это было гнусно спланировано и подстроено, и Сергей Сергеевич очень сильно переживал за столь трагические обстоятельства и невосполнимую потерю для русской культуры.

— А какие чувства Вы испытывали во время открытия памятника?

— Я подавала на грант несколько раз, и получила его с третьего раза, как я считаю, во многом благодаря имени Александра Сергеевича Пушкина. Получить грант на современного художника сложно, но мы задействовали имя Пушкина, и это усилило нашу заявку. Открытие памятника А.С. Пушкину состоялось при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Я даже шутила, что Александр Сергеевич нам помогает реализовывать проект. Его имя и сейчас имеет силу.

— Каково значение физического присутствия памятника, созданного Вашим отцом, в современном информационном пространстве, преимущественно для молодёжи?

— Цифровизация поглотила всё общество настолько, что в день прохождения фестиваля — 21 сентября, всё было таким естественным, настоящим, природным, что практически обескураживало и шокировало гостей Фестиваля искусств. Мой отец создал парк скульптур в 25 км от Москвы. Здесь лесной массив, река. Здание галереи и скульптуры утопают в листве, траве и цветах. У нас по территории ходят козы, гуляют утки, гуси, куры, бегают кошки с котятами. Это практически заповедник в ближайшем Подмосковье, чудом сохранившийся среди застроенных поселками бывших колхозных полей. Наш парк — кусочек воздуха и земли с открытой территорией, куда можно прийти в любое время, посмотреть скульптуры. Это напоминает взрослым и детям о их близости к природе и настоящей жизни. Взрослые возвращаются в детство, а дети попадают в новую для них среду.

Современные дети очень слабо осведомлены о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, для людей старшего поколения это не очевидно. Когда мы проводили мастер-классы по лепке из глины героев сказок Пушкина, выяснилось, что многие дети почти не знают его произведений. Мы лепили сказку «О попе и его работнике Балде», и из 30 детей о ней знали лишь пятеро, а рассказать с трудом могло 2-3 человека. Через лепку нам удавалось приобщить молодёжь к творчеству Пушкина, сделать героев его произведений более близкими и родными. Мы — существа из плоти и крови, поэтому материальное и тактильное восприятие жизни важно не терять.

— Безусловно, памятник Пушкину дополняет празднование его юбилея. В заключение, Елена, можете ли Вы рассказать о деталях памятника, на которые стоит обратить внимание?

— В памятнике Пушкин изображён молодым, чтобы вдохновлять молодое поколение на творчество. В левой руке у него книга, а в правой — перо. Скульптура — это прежде всего освоение пространства, именно духовного. Композиционно Пушкин — это образ созидателя, творца, интеллигента, молния на постаменте — динамика она необходима для образа Пушкина, настолько все вокруг него клокотало.

— Елена, спасибо Вам за такую лёгкую и открытую беседу!

Гаянэ Шамсутдинова, специально для «Караван-Инфо»