Андрей Лапшов: Креативный обмен между Узбекистаном и Россией в эпоху перемен
Андрей Лапшов — Президент Коммуникационной группы Insiders, председатель Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС).
— Здравствуйте! Мы находимся на Всемирной конференции по креативной экономике, и сегодня мы ведём интересную беседу с Вами, Андрей. Расскажите, пожалуйста, про Ваши впечатления от форума и как Вы оцениваете текущую ситуацию по развитию креативной экономики в Узбекистане?
— Здравствуйте! Прежде всего, конечно, мне приятно присутствовать на таком мероприятии, форум проходит на очень высоком уровне. Тут много экспертов топ-уровня, это по-настоящему всемирный форум. Такие экспертные площадки важны не только для креативной экономики, но и для международного обмена опытом, обсуждения достижений и возникающих проблем, а также для создания намёток к совместному сотрудничеству с зарубежными коллегами.
Что касается креативной экономики в Узбекистане, то видно, что она находится на стадии становления. Тут представлено много интересных проектов и инициатив, и особенно приятно видеть, что молодёжь активно вовлекается в эти процессы. Важно, что правительство Узбекистана придаёт большое значение развитию творческих направлений бизнеса, потому что без поддержки государства креативная экономика не сможет успешно развиваться. В России в августе принят закон «О развитии креативных индустрий в Российской Федерации», в Узбекистане также сейчас разрабатывается соответствующая законодательно-правовая база. Тут мы следуем параллельными курсами, что может облегчить сотрудничество наших стран в сфере различных творческих процессов.
— Вы говорили о международном обмене опытом. Как Вы считаете, в каком направлении могли бы развиваться проекты по креативной экономике в контексте сотрудничества с Россией?
— Есть несколько направлений, в которых сотрудничество может быть взаимовыгодным. Прежде всего, это совместные проекты в сфере IT-технологий, потому что Россия уже имеет довольно большой опыт в этой области. У нас есть хорошие IT-стартапы, которые могут быть полезны для Узбекистана. Кроме того, можно рассматривать культурные обмены и развитие туризма, поскольку креативная экономика включает в себя как культурные проекты, так и туристические инициативы. Узбекистан — очень интересная страна с богатой историей и культурой и, мне кажется, тут можно найти много точек соприкосновения с Россией, которая также гордится своей историей.
— Да, действительно, в последнее время IT-сфера в Узбекистане получила заметное развитие, особенно с точки зрения привлечения молодых специалистов и создания стартапов. Какие шаги могли бы помочь укрепить это направление?
— Одно из важных направлений — это развитие образовательных программ. Важно, чтобы молодёжь, которая интересуется IT, имела возможность получать качественное образование и учиться у лучших специалистов. В России есть хорошие примеры университетов и образовательных программ, к примеру Школа стартапов Skolkovo, программа «Запуск и развитие бизнеса» в московской школе менеджмента «Сколково», или программа «Цифровая трансформация бизнеса» в Сбер университете, которые могут быть полезны для Узбекистана. Также стоит развивать акселерационные программы для стартапов, где молодые предприниматели могли бы получать поддержку на начальных этапах, что для них критически важно. Ну и, конечно, международное сотрудничество и обмен опытом — всё это помогает развивать IT-сферу.
— Можете рассказать о Вашем опыте организации акселераторов?
— Я с командой организовывал акселератор Engineering Tech в Москве в рамках городской программы «Московский акселератор» три года назад. Программа была создана Правительством Москвы для поддержки стартапов и их развития на территории города. Мы получили около 300 заявок, экспертный совет отобрал 30 проектов для финальной питч-сессии, на которой присутствовали потенциальные инвесторы. Менторы помогли финалистам упаковать проекты в короткие презентации. Участники имели четыре минуты, чтобы презентовать свои проекты. Наиболее интересные проекты, или те, которые просто подошли инвесторам по профилю, получили финансирование и возможность тестирования на московских строительных и транспортных площадках.
— Скажите, а как Вы оцениваете роль креативных индустрий в экономике в целом? Насколько это перспективное направление для таких стран, как Узбекистан?
— Креативные индустрии — это очень перспективное направление, особенно для развивающихся стран. Это не только возможность создания новых рабочих мест, но и способ привлечения инвестиций, повышения уровня жизни, при этом можно успешно использовать национальный колорит. Креативная экономика позволяет использовать человеческий потенциал, раскрывать «культурный код» нации, генерировать новые идеи, которые могут быть полезны не только для внутреннего рынка, но и для международного. Узбекистан в этом плане имеет большие возможности, особенно в сфере культуры, искусства, туризма. Если правильно подойти к развитию креативных индустрий, это может дать серьёзный экономический эффект.
Мне было интересно просто погрузиться в жизнь Ташкента, почувствовать пульс города. Я зашел с парадных улиц во дворы, чтобы посмотреть, как живут люди, как выглядят палисадники, окна, как играют дети. Много важных деталей там можно увидеть, которые опираются на традиции, на основе которых будет строиться эта креативная экономика в Узбекистане.
Есть традиционные сферы экономики, которые развиты у вас, у нас — энергетика, металлургия, химия, лес и т.п. Торговля взаимовыгодна тогда, когда мы получаем то, что производит ваша земля и промышленность, а вы от нас — то, чего нет у вас. И очень интересный торговый обмен может возникнуть по линии развивающейся креативной экономики.
— Как Вы оцениваете ситуацию с развитием стартапов в разных регионах?
— В крупных городах, таких как Москва и Ташкент, видно, что есть инвестиции и развитие. Например, я увидел в Ташкенте строящиеся Олимпийский парк и новый аэропорт. Однако регионы остаются менее развитыми. Я бы предложил правительству рассмотреть создание институтов развития, которые могли бы поддерживать стартапы в этих областях.
— Вы упомянули о проведении инновационных туров. Можете рассказать об этом подробнее?
— Россия создала к 2010 году сбалансированную систему институтов развития, которые были призваны создать комфортное поле между наукой, бизнесом и государством для производства инноваций: инновационный центр «Сколково», Российскую венчурную компанию, Ассоциацию инновационных регионов России и др. Ежегодно стал проводиться грандиозный форум «Открытые инновации». Моя компания Insiders разработала тогда новое направление в коммуникациях, Innovation Communication, для поддержки всех этих процессов. В рамках этой работы 2011-2013 годах мы организовывали так называемые инновационные туры по стране, а также на Украину, в Армению, в Азербайджан, во время которых десант из представителей российских институтов развития рассказывал чиновникам, предпринимателям, изобретателям и ученым, как система поддержки стартапов и инноваций выглядит у нас. Мы делились опытом.
Возможно, подобные мероприятия были бы полезны сейчас и в Узбекистане, на той волне развития креатива и инновационного предпринимательства, которую мы сейчас наблюдаем.
-Андрей, что Вы можете посоветовать людям, заинтересованным в развитии своего стартапа в первую очередь? Какие инициативы можно предпринять для успешного продвижения?
— Прежде всего, важно уметь «упаковывать» продукт, то есть показать его место на рынке, перспективность, эффективность. Инвестору также важно увидеть действующий прототип, чтобы ему было понятно, что ваша идея — это не просто нарисованный проект, а уже действующая модель. Важно показать квалифицированную и увлеченную команду, которая стоит за проектом, Это поможет убедить инвесторов, что ваш стартап — это живая история.
Как я говорил, в России существуют хорошие площадки для обучения инновационных предпринимателей, но для молодых людей это может быть дорого. Было бы здорово, если бы ваше Правительство могло открыть финансирование программы по подготовке в России ваших специалистов для строительства инновационной экономики в Узбекистане. Между нашими странами всегда были тесные и теплые отношения, и это был бы эффективный ход для их взаимовыгодного развития.