
«Никогда снова»: Посол Израиля о Холокосте, IHRA и особой связи с Узбекистаном
Когда я договаривалась об интервью и вопросах, которые задам Послу Государства Израиль в Республике Узбекистан, я сомневалась, что Гидеон Лустиг ответит на некоторые, весьма чувствительные. Однако наш разговор оказался честным и по-человечески искренним.
— Господин Посол, победе над фашизмом в этом году исполнилось 80 лет — это на три года больше, чем возраст самого Государства Израиль. Можно ли сказать, что именно эта Победа, с её высокой ценой, стала исторической предпосылкой появления еврейского государства? Как Израиль сегодня осмысляет эту связь между трагедией войны, Холокостом и собственным становлением?
— Это очень личный для меня вопрос, я внук выживших в Холокосте. Моя семья с одной стороны пережила нацистскую оккупацию и концлагеря, с другой — погромы. Им всем пришлось пройти через невероятные испытания того времени.
Я, безусловно расскажу, как государство относится к этой проблеме, но сперва хочу поделиться своим личным отношением. Я являюсь послом Израиля, и это напрямую связано с моими убеждениями и верой в идею еврейского государства. История моей семьи убеждает меня в том, что существование еврейского государства — это императив, а не просто одна из альтернатив.
Я не могу утверждать, что создание еврейского государства произошло только из-за Холокоста. Ещё в конце XIX века Теодор Герцль инициировал первый сионистский конгресс и заложил основы сионизма. Это было за 50 лет до Холокоста. В 1917 году британский министр иностранных дел Артур Бальфур опубликовал декларацию о необходимости создания национального дома для еврейского народа в Палестине. Тогда Палестина находилась под британским мандатом.
Холокост, безусловно, стал самым масштабным актом организованного уничтожения евреев, но он не был единственным в истории. Ведь были погромы в Российской империи, насилие в Европе, а также в арабских странах. В начале 1940-х годов, например, произошёл Фархуд в Ираке.
То есть в разное время по всему миру происходили акты насилия против евреев. Но Холокост — это уникальное и трагическое событие в истории человечества. И это, несомненно, стало одной из ключевых причин необходимости создания еврейского государства. Потому что никогда ещё не было столь масштабного и организованного уничтожения евреев.
Создание же государства Израиль имеет два уровня. Первый — это осознание еврейским народом, что он не может полностью ассимилироваться в обществах, где проживает, и потому нуждается в собственном государстве. Второй — это осознание мировой общественностью необходимости такого государства, что привело к широкой международной поддержке.
Поэтому Холокост стал мощнейшим катализатором, но не единственной причиной создания Государства Израиль. Ещё до Второй мировой войны на сегодняшней территории Израиля существовали крупные еврейские общины. И евреи всегда рассматривали эту землю как свой духовный центр.
Мы сегодня слышим антисемитские высказывания, будто государство Израиль было создано «из ниоткуда», будто у евреев нет связи с этой землей. Это неправда. Связь с этой землей существовала всегда!
— Как Ваша страна работает над сохранением исторической памяти о Второй мировой войне?
— Мы в Израиле прилагаем колоссальные усилия для сохранения памяти о Второй мировой войне. Это важно не только для нас, но и для всего мира, ведь когда мы говорим «никогда снова», это касается не только евреев, но и всего человечества, чтобы подобная трагедия не постигла ни одну группу людей.
У нас есть множество музеев, среди которых центральное место занимает Яд Вашем в Иерусалиме, мемориальный комплекс истории Холокоста. Яд Вашем — это больше, чем просто музей, это важный образовательный центр, обучающий полицейских, политиков и учителей. Здесь рассказывают, как реагировать на ксенофобию и антисемитизм, как предотвращать распространение таких взглядов, как учителям рассказывать детям о Холокосте и как политикам противодействовать проявлениям ненависти.
Кроме того, действует специальная программа, направленная на борьбу с антисемитизмом, что особенно актуально в последние годы на фоне роста ксенофобии в мире.
В этом году Израиль председательствует в международной добровольной организации IHRA — Альянсе по памяти о Холокосте. Сейчас организация объединяет более 30 стран. У каждой страны-участницы есть эмиссар IHRA, который отвечает за выполнение национальных планов по сохранению памяти о Холокосте и борьбе с антисемитизмом. Ежегодно участники встречаются, чтобы составить отчёт о проделанной работе и скорректировать дальнейшие действия.
На прошлой неделе в Иерусалиме состоялась значимая встреча. Один из проектов этой организации — распространение письма выжившего в Холокосте, содержащего призыв к будущим поколениям сохранять память. Израиль активно стремится привлечь мировых лидеров к подписанию и ратификации этого важного послания. Я очень надеюсь, что Узбекистан также поддержит и подпишет его, внеся таким образом свой вклад в сохранение исторической памяти и борьбу с ксенофобией.
— Какие шаги предпринимаются в Израиле для увековечения вклада узбекского народа в спасение евреев во время войны?
— Государство Израиль никогда не забудет роль Узбекистана и узбеков, которые приютили евреев, бежавших от Холокоста. Как человек, изучавший Холокост, я могу сказать: в отличие от трагедий в других местах, здесь — другая история, это история доброты и помощи. Мы вручаем медали тем, кто боролся с нацизмом и спасал евреев. В вашем мемориальном комплексе Парка Победы по инициативе Израиля установлен отдельный монумент, посвящённый вкладу узбекского народа. Это наша память и признание.
Когда я приехал в Узбекистан, это было первое место, которое я посетил. Оно уникально. Каждому, кто приезжает из Израиля, я рассказываю об этой особенной части истории.
Мы также поддерживаем исследования этого периода и проектов, связанных с тем, что произошло в те годы. Есть книга-двухтомник, написанная Давидом и Аркадием (Абрамом) Каландарами, представляющая собой исследование участия евреев в Узбекистане во Второй мировой войне. В ней собраны истории евреев, их участие в войне, фотографии солдат, сведения о том, вернулись ли они домой или погибли. Мы стараемся поддержать это исследование, помочь авторам получить доступ к архивам, чтобы сохранить память. Это часть наших инициатив по сохранению исторической памяти. Работа над проектом не завершена, она продолжается. Эту книгу тоже можно найти в Музее в Парке Победы.
— Как Израиль оценивает рост уровня антисемитизма и ксенофобии в мире, особенно в контексте текущих глобальных конфликтов?
— Цифры, связанные с современным антисемитизмом, ужасают. Как посол Израиля, я считаю, что каждый должен обратить на это внимание. Некоторые говорят, что критика Израиля — это не антисемитизм, а критика его внешней политики. Но я с этим не согласен.
Если обратиться к исследованиям, то уже через неделю после событий октября 2023 года уровень антисемитских высказываний в социальных сетях и СМИ резко возрос. И это произошло до того, как началась активная военная операция.
Мы ожидали, что ужасные зверства, совершённые 7 октября, вызовут волну сострадания к жертвам. Но вместо этого мы увидели волну ненависти. Это не просто критика Израиля, это антиизраильские настроения, вызванные антисемитизмом. Кто-то намеренно разжигает эту риторику, и кто-то её финансирует.
В январе 2025 года было проведено глобальное исследование в 103 странах. В опросе приняли участие 58 тысяч взрослых. Около 20% из них никогда не слышали о Холокосте, а 48% полагают, что Холокост, возможно, искажён исторически. Особенно тревожно, что среди молодёжи уровень антисемитских взглядов очень высок — до 50% у респондентов младше 45 лет.
Конфликт на Ближнем Востоке стал катализатором, но не был причиной возросшего антисемитизма. Когда звучит слоган «От реки до моря Палестина будет свободна», это не про мир, а про уничтожение Израиля. Это откровенно антисемитский лозунг. Проблема в том, что мировые лидеры недостаточно громко осуждают такие высказывания. Молчание или слабая реакция создаёт атмосферу, в которой такие лозунги становятся допустимыми. Антисемитизм получает легитимацию.
Это ни в коей мере не относится к Узбекистану. Я говорю о глобальной тенденции. Мы обсуждаем не позицию правительств, а общественные настроения, которые становятся всё более публичными и открытыми. Я очень обеспокоен. Всё это напоминает мне истории, которые я слышал раньше в своей семье.
— Существуют ли совместные инициативы с Узбекистаном по просвещению и борьбе с нетерпимостью, в том числе через культурно-гуманитарные проекты?
— Как посол Израиля, я хочу подчеркнуть, что система образования Узбекистана относится к еврейской истории с уважением. Я горжусь тем, что образовательные программы включают изучение иудаизма и Холокоста. Есть положительные отзывы. Одно из исследований, проведённых известным и уважаемым исследовательским центром, показало, что в учебниках Узбекистана история евреев и их традиции представлены корректно и уважительно. Конфликт на Ближнем Востоке в этих материалах освещается сбалансировано. Исследования также проводились в Казахстане и Азербайджане, но, на мой взгляд, ситуация в Узбекистане самая позитивная.
Ещё один проект, направленный на сохранение памяти о Холокосте и развитие терпимости — это перевод «Дневника Анны Франк» на узбекский язык. Мы понимаем, что молодёжь всё реже читает книги в традиционном формате. Поэтому несколько лет назад израильский автор Дэвид Полонски адаптировал дневник в формате комиксов. Посольство перевело эту версию на узбекский язык, и мы распространяем её в школах и библиотеках. Это поможет молодому поколению понять, что такое Холокост. Это часть нашей миссии по сохранению исторической памяти.
— Какова текущая позиция Израиля по конфликту с ХАМАС и в целом по палестинскому вопросу, особенно в свете усилий международного сообщества по освобождению заложников? Насколько мне известно, Ваша страна имеет принципиальную позицию —– никогда не вступать в диалог с террористами…
— Что касается конфликта, то это не та война, которую мы хотели. Никто в Израиле не просил, чтобы тысячи боевиков ХАМАС вторглись на нашу территорию. Люди по всему миру, кажется, стали забывать, что произошло 7 октября 2023 года — поджоги, изнасилования женщин, убийства детей и взрослых. В тот же день мы были атакованы и с севера страны. Пришлось эвакуировать десятки тысяч людей. Затем были атаки из Сирии, Ирака, с территории Йемена. Израиль никогда не имел конфликтов с Йеменом, как и дипломатических отношений. Израильские дети даже не знают, где Йемен на карте. Но и оттуда начались обстрелы.
Все эти атаки координируются Ираном. Израиль был атакован не только из Газы, но и с севера, и напрямую с территории Ирана. Это не война в Газе, это война против Израиля на его территории. Впервые за много лет у нас мультифронтовый конфликт с семью противниками.
Чтобы эта война закончилась, должны произойти две вещи: заложники должны быть освобождены, и ХАМАС должен утратить контроль над Газой. Израиль критикуют за отказ от некоторых предложений по перемирию, но вчера (5 июня 2025 года – прим. ред.) в Совбезе ООН только США наложили вето на резолюцию о прекращении войны.
Мы спрашиваем: как можно завершить войну, если заложники всё ещё удерживаются, а ХАМАС остаётся у власти?
Нас часто критикуют за гуманитарную ситуацию в Газе. Но 58 израильтян остаются в плену — об этом почти никто не говорит. Газеты пишут о страданиях палестинцев, но забывают о тех, кто каждый день прячется от ракет в убежищах.
Израиль поддерживает новую американскую систему доставки гуманитарной помощи — она исключает возможность использования ресурсов ХАМАС. Но ХАМАС препятствует получению помощи населением, стреляя по своим же гражданам, чтобы оставить ресурсы себе.
Мы хотим, чтобы эта война закончилась. Мы знаем, что страдают палестинцы. Ситуация в Газе ужасна — но это зона боевых действий. И решение — не в критике Израиля, а в прекращении террора и возвращении заложников домой.
— Господин Посол, в апреле этого года Узбекистан посетила делегация Кнессета во главе с Амиром Оханой. Как Вы оцениваете нынешний уровень межпарламентского диалога между Израилем и Узбекистаном? Какие направления наиболее перспективны для дальнейшего взаимодействия?
— Визит председателя Кнессета Амира Охана на празднование 150-й годовщины Межпарламентской организации стал историческим. Это не совсем обычная практика, когда председатель парламента приезжает в составе межпарламентской делегации.
Это был первый раз, когда председатель Кнессета прибыл в Узбекистан. Для Амира Охана это был важный визит и знак благодарности со стороны Израиля в адрес вашей страны, с которой у нас есть общая история. Кроме того, Узбекистан является примером современного государства, где столетиями мирно сосуществуют люди разных убеждений и вероисповедания. Это дружественная Израилю страна с мусульманским большинством населения, что сегодня особенно значимо.
Встречи, которые были проведены в рамках визита, прошли очень хорошо и плодотворно. Он также отдал дань уважения, посетив Парк Победы, и особо отметил роль Узбекистана в деле спасения евреев. Это был формальный, но очень важный акт в отношениях между нашими странами.
У него состоялись плодотворные и тёплые встречи с его коллегами и партнерами в Узбекистане — госпожой Танзилой Нарбаевой и господином Нуриддином Исмаиловым. Обсуждались различные темы и области для сотрудничества.
Что касается межпарламентского диалога — буквально пару недель назад был получен список членов группы дружбы при парламенте. После выборов, прошедших в начале года, была сформирована определённая группа. Это общество дружбы при парламентах Узбекистана и Израиля. Сейчас эти группы уже сформированы и готовы к сотрудничеству. В рамках диалога обсуждались также вопросы продвижения гендерного равенства, вовлечения молодёжи в демократические процессы, а также законодательные инициативы, касающиеся экономики, культуры и исторического наследия.
Можно отметить хорошее сотрудничество на государственном уровне, на уровне гражданского общества, а теперь и на парламентском уровне.
P.S. Заканчивая беседу, я не удержалась от банальности и спросила, нравится ли господину Послу Узбекистан. «Без шуток, я очень люблю Узбекистан. Это всегда была моя мечта — побывать здесь», — признался Гидеон Лустиг. Он отметил, что впервые посетил нашу страну много лет назад как турист — ещё до начала своей дипломатической карьеры. Именно тогда у него появилось сильное желание однажды вернуться сюда.
«Когда у меня появилась возможность стать послом Израиля в Узбекистане, это стало исполнением моей самой заветной мечты», — признался дипломат.
По его словам, Узбекистан — это страна с красивыми памятниками, вкусной едой и удивительными людьми — гостеприимными, дружелюбными и отзывчивыми. Он добавил, что получает удовольствие от пребывания здесь, несмотря на высокую нагрузку и сложную международную обстановку: «Я стараюсь использовать эту возможность на полную — работать с полной отдачей и добиться наилучшего результата».
На вопрос, есть ли разница между Узбекистаном тогда и сейчас, он ответил: «Это два разных Узбекистана. Но какой мне нравится больше — трудно сказать. Тогда я был другим человеком. За это время я изменился, как и всё вокруг. Наверное, сегодняшний Узбекистан для меня всё-таки ближе. И что самое прекрасное, люди здесь же остались такими же — добрыми, искренними, открытыми».
СПРАВКА. Гидеон Лустиг — посол Государства Израиль в Узбекистане и Таджикистане (с августа 2024 года). Кадровый дипломат, ранее занимал высокие посты в МИДе Израиля, а также в посольствах в Париже и Гааге. До дипломатической службы 10 лет был офицером Армии обороны Израиля. Специализируется на вопросах Ближнего Востока и противодействия терроризму.
Беседовала Инна Аккерманцева