
От гимнастики к режиссуре: Юлия Родимцева о своём пути в спорте
Пресс-секретарь Федерации гимнастики Узбекистана, руководитель отделения гимнастики для всех ФГУ Юлия Родимцева рассказывает о своём 45-летнем пути в гимнастике, от детских тренировок до режиссуры масштабных спортивных мероприятий, и делится своим видением развития спорта в Узбекистане.
— Юлия, давайте начнём с самого начала. Во сколько лет вы пришли в спорт и по своему ли желанию?
— Нет, конечно! В четыре года я мало что понимала. Это было решение моей мамы. Она видела мою активность, возможно, чрезмерную. Я была очень энергичным, эмоциональным ребёнком. Мама решила, что лучший способ обуздать эту энергию — спорт. Так я сначала попала в спортивную акробатику.
— И как долго вы занимались акробатикой?
— Достаточно долго. А потом начала пробовать другие виды гимнастики. Я по чуть-чуть охватила всё: и художественную гимнастику, и спортивную. Но больше всего увлеклась спортивной аэробикой. Это было как раз на волне моды, в конце 80-х. Мы с нашим тренером первыми начали продвигать фитнес-аэробику в Узбекистане. Сначала мы внедряли оздоровительную аэробику, а параллельно занимались спортивной.
А в середине 90-х мой преподаватель в институте и тренер по акробатике, Рашид Исянов, сказал: «Юлька, хватит заниматься ерундой! У тебя уже всё налажено, весь Узбекистан вовлечён в фитнес-аэробику. Пора двигаться дальше!» И предложил мне развивать гимнастраду. Это направление гимнастики для всех, существующее во всём мире, но тогда в Узбекистане о ней никто не знал. Сразу дисциплину внедрить не сразу удалось. Только в начале 2000-х, на тот момент генеральный секретарь Федерации спортивной гимнастики Людмила Жалновакова обратилась в Комитет женщин и дело сдвинулось. С тех пор я активно продвигаю именно это направление.
— Получается, вы в гимнастике больше 40 лет?
— Если считать с четырёх лет, то уже 45–46 лет.
— Это впечатляет! Но почему именно гимнастика? Почему не, скажем, борьба или другой вид спорта?
— Вы попали прямо в точку! (смеётся) Мама в детстве отдала меня и на тхэквондо. Но там что-то не сложилось. Дети, такие же активные, как я, начинали плакать. Ну и решили, что для меня лучше подойдёт что-то более пластичное. У меня с детства была хорошая растяжка и подвижные суставы. Это то, на что тренеры сразу обращают внимание при отборе. К тому же гимнастика требует гибкости нервной системы. Это очень сложный вид спорта.
— Юлия, давайте поговорим о сложных моментах. Насколько часто у вас случались психологические надломы?
— Знаете, я в этом плане закалённая, даже в детстве, во время растяжки, все дети вокруг плакали от боли, а я почему-то смеялась. Мне это казалось щекотным, а не больным. Я смеялась до истерики, и своим смехом, наверное, смешила всех вокруг. Дети, которые плакали, глядя на меня, уже начинали смеяться. В итоге плач сменялся всеобщим смехом.
Я не из тех, кого легко сломить. Если меня ругали, я реагировала по-другому: ну, ругают и ругают, а я всё равно продолжала делать то, что считала нужным. В молодости у меня была, конечно, более устойчивая нервная система и я всё воспринимала легче. Сейчас я стала более вспыльчивой, но тогда всё воспринималось легче. Мне всегда было важно идти к своей цели, несмотря ни на что.
— Это впечатляет! А что касается международных выступлений, принимали ли вы участие в турнирах за пределами Узбекистана?
— Конечно, участвовала. Это было в конце 80-х — начале 90-х, когда спортивная аэробика только набирала популярность. У нас тогда были международные турниры, хотя выезжать за границу было непросто. Мы выступали в России и Украине. Казахстан в то время спортивную аэробику не развивал, но в этих странах мы активно участвовали. В Ташкенте тоже проводились соревнования.
К сожалению, в 90-х, во время реорганизации многих спортивных организаций, Федерация спортивной аэробики не смогла сохранить своё положение. Президент федерации, который одновременно был президентом Федерации спортивной гимнастики, решил сосредоточиться на олимпийских дисциплинах. Спортивная гимнастика осталась, а вот аэробика, которая не является олимпийским видом спорта, потеряла поддержку.
— Это был серьёзный удар для направления?
— Да, в тот момент спортивная аэробика фактически исчезла. Позже мы её возродили, но идёт всё тяжеловато. Мы успели принять участие в чемпионате Азии в 2017 году в Монголии и даже попали в финал. Проблема в том, что неолимпийские виды спорта часто остаются без должного внимания и финансирования. Отношение к ним более скептическое.
— Думаете, ситуация может измениться?
— Надеюсь. Всё-таки спортивная аэробика — это уникальное направление, которое сочетает в себе энергию, грацию и здоровье. Возможно, когда-нибудь её значимость осознают, и она получит больше внимания.
— Кубки мира — крупное и каждый раз уникальное спортивное мероприятие. Как вы, как режиссёр, находите и воплощаете эту уникальность в своей работе?
— Началось всё ещё в 2004 году, когда мы впервые провели Кубок мира по художественной гимнастике в Ташкенте. Потом был ещё один в 2005 году, а затем наступило долгое затишье. Однако с 2010 года Федерация гимнастики Узбекистана возобновила проведение крупных соревнований, включая чемпионаты Азии и Кубки мира.
Я работала в направлении гимнастрады, а тут руководство Федерации предложило мне заняться режиссурой церемоний открытия. Несмотря на то, что это было для меня не в новинку, появилась возможность попробовать себя на новом уровне. Я подумала: почему бы нет? И предложила концепцию, которая отличалась от традиционного подхода. У каждого мероприятия действительно должна быть своя уникальная черта, что-то, что выделяет его среди других. Когда идея рождается, я сразу начинаю её прорабатывать. Не то чтобы я сажусь и рисую или записываю, но как только она появляется, я полностью погружаюсь в процесс. Расписываю всё до мельчайших деталей, чтобы потом воплотить задуманное.
— В чём заключалась ваша идея?
— Вместо набора отдельных номеров, как это обычно делается на гала-концертах, я предложила создавать полноценное тематическое шоу. Это должна была быть единая картина, связанная общей идеей. Моя концепция сразу нашла поддержку.
Сначала всё было проще. Мы обращались к нашей культуре, традициям, чтобы удивить гостей из западных стран. Например, делали спектакли на темы Великого Шёлкового пути, легенд Востока, «Тысячи и одной ночи», зороастризма. Каждый раз создавалось что-то новое.
— Вы никогда не повторяетесь?
— Никогда. Даже если кто-то говорит: «Ну, это было давно, уже все забыли», — мы не забыли. Это принципиально. Наши гимнасты, их родители, которые составляют основную часть зрителей, всегда приходят на турниры, зная, что увидят что-то уникальное.
— Какие темы вдохновляли вас в последние годы?
— Например, в прошлом, 2024 году тема была посвящена истории Олимпийских колец. Когда-то Пьер де Кубертен, инициатор этой символики, определил, что зелёное кольцо связано с Австралией, чёрное с Африкой и т.д. Мы взяли эту концепцию и развили её в яркое шоу.
На чемпионате Азии в рамках церемонии открытия мы пошли ещё дальше и выбрали тему Солнечной системы. Так появилась идея «Серенады Солнечной системы», навеянная известным музыкальным фильмом 40-х годов прошлого века «Серенада солнечной долины»? Это классика, которая вдохновила нас на создание оригинального спектакля.
— Как рождаются такие идеи?
— Всё начинается с обсуждения. Мы садимся с нашим руководством, с вице-президентом Федерации Гизеллой Муминовой, и размышляем: «Что у нас было? Что ещё можно показать?». Порой идеи рождаются неожиданно. Но важно найти баланс. Например, мы думали о знаках зодиака, но решили, что это может кому-то не понравиться и остановились на планетах. Это универсальная тема, познавательная, которая понятна и интересна всем.
После выбора темы начинается творческий процесс: мы подбираем музыку, привлекаем хореографов. У нас потрясающие хореографы, которые превращают любую идею в шедевр. Каждая планета получает свою мелодию, свой образ. И вот, когда вся концепция складывается, рождается название. Так получилось с «Серенадой Солнечной системы». В тот момент я подумала: «Как же я гениальна!» (смеётся).
— Есть ли в представлениях стран отличительные черты?
— Конечно, есть страны, которые делают потрясающие шоу. Например, Азербайджан. Но наша особенность — это единая тема, которой мы строго придерживаемся. У нас нет набора разрозненных номеров или просто ведущего, который выходит объявлять участников. Всё шоу длится около 40 минут, от начала и до конца, и в центре всегда наши гимнасты.
Мы ставим перед собой высокие цели, и каждый год стараемся превзойти самих себя. Это как в спорте: есть высота, которую нужно взять, и ты снова и снова её преодолеваешь. Думаю, это и есть залог успеха.
— Чего ждать в 2025 году?
— Впереди у нас два Кубка мира, и темы уже выбраны. Но это пока секрет, рассказывать не буду (улыбается).
— Получается, гимнастам, кроме физической подготовки, важно быть ещё и актёрами?
— Абсолютно. Особенно это касается художественной гимнастики, женской спортивной гимнастики, спортивной акробатики и гимнастрады, спортсмены должны уметь передавать эмоции.
Когда гимнастка выходит на ковер, её задача — не просто выполнить технически сложные элементы. Это всегда история. Если выбрана музыка из «Лебединого озера» Чайковского, то гимнастка должна полностью передать характер Белого или Чёрного лебедя. В понятие артистизм входит не просто улыбка. Это синтез работы тела, предмета и эмоций. Даже предмет, будь то лента, мяч или обруч, становятся как бы живым организмом, он взаимодействует с гимнасткой.
— Удивительно! То есть в гимнастике важно объединить спорт, искусство и эмоции.
— Именно так. Это делает нашу работу и наши турниры такими незабываемыми. Каждый раз мы стараемся создать нечто уникальное, чтобы зрители и гимнасты запомнили это на долгие годы.
— Чем, помимо хореографии и актёрского мастерства, занимаются гимнасты во время тренировочного процесса?
— Спортивный процесс — это всегда совокупность различных компонентов. Хореография — да, безусловно, основа. Но многие думают, что хореография — это только работа у станка, но это не так. Хотя это и одна из базовых частей. Гимнастка должна уметь работать в разных хореографических направлениях. Это и классический танец, и контемпорари, и фанк, и многое другое. Всё это необходимо для того, чтобы гимнастка могла создавать и передавать образы в своих выступлениях. Танец в широком смысле — это фундамент.
Кроме того, гимнасты уделяют внимание физической подготовке. Это и тренировки на тренажёрах, и специальные упражнения. Но тут важно учитывать особенности дисциплины. Например, в художественной гимнастике нельзя перекачивать мышцы. Слишком сильная силовая нагрузка забивает мышцы, снижает их эластичность. А для художественной гимнастики пластика и гибкость — это главное. В мужской спортивной гимнастике, наоборот, мышечная масса играет ключевую роль. Но даже там важно находить баланс между силой и растяжкой. А вот в акробатике тренажёры тоже имеют большое значение, но упор делается на координацию и выносливость.
Есть и активная, и пассивная нагрузка. Активная — это работа на площадке, перед тренировкой или сразу после. Пассивная нагрузка — это вспомогательные упражнения, растяжка, работа с предметами или снарядами.
— Кстати, о предметах. Какую роль играет работа с ними в гимнастике?
— Огромную. В художественной гимнастике работа с предметами — это отдельное искусство. Это может быть обруч, мяч, булавы, лента и скакалка — неважно. Даже неодушевлённый предмет становится как бы живым организмом, частью гимнастки.
В спортивной гимнастике — это снаряды, на которых отрабатываются и выполняются элементы. Есть соревновательные снаряды, а есть вспомогательные, на которых гимнасты тренируются, оттачивая технику.
— Есть ли возрастные ограничения для тех, кто хочет заниматься гимнастикой?
— Самый подходящий возраст для начала занятий гимнастикой — это от 4 до 8 лет. Почему? Потому что гибкость — это качество, которое нужно развивать в раннем возрасте. После того, как ребёнок начинает ходить, гибкость становится следующим ключевым этапом его физического развития. Если начать позже, будет сложнее добиться нужных результатов. Конечно, бывают исключения, когда дети приходят в 11–12 лет, но такие случаи редки. Большинство тренеров просто не берут детей старше этого возраста в группы.
Это не значит, что гимнастика полностью закрыта для подростков, но рассчитывать на профессиональную карьеру в этом случае уже не приходится. Поэтому, если хотите, чтобы ребёнок занимался гимнастикой, важно не упустить этот возрастной период.
— Что делать спортсменам, которые заканчивают карьеру в спортивной гимнастике? В каком направлении они могут найти себе применение?
— Например, паркур. Он принимает многих гимнастов, особенно тех, кто занимался спортивной гимнастикой, акробатикой. Это отличное продолжение для тех, кто завершил профессиональную карьеру, но хочет оставаться в спортивной сфере и достигать новых высот, в том числе на мировом уровне. К тому же, он претендует стать олимпийской дисциплиной.
Паркур близок к акробатике и спортивной гимнастике. Здесь тоже есть снаряды, дистанции с препятствиями, которые спортсмен должен преодолеть. Препятствия могут быть самыми разными: перекладины, кубы, возвышенности, низины. Всё это требует невероятного мастерства и сложных акробатических элементов. Поэтому гимнасты легко адаптируются к паркуру.
— Расскажите о гимнастике для всех, которую вы развивали у нас?
— Это одна из самых старых дисциплин в системе Международной федерации гимнастики. Федерация была создана в 1881 году, и первой дисциплиной, которую она включила, стала именно гимнастика для всех.
Её появление связано с потребностью систематизировать занятия для тех, кто не хотел идти в профессиональный спорт. Люди занимались гимнастикой, но у них не было желания участвовать в соревнованиях, и таких было намного больше, чем тех, кто мечтал о пьедестале.
Гимнастика для всех — это уникальная дисциплина, которая подходит абсолютно всем, вне зависимости от возраста и уровня подготовки. Здесь нет никаких ограничений. Хочешь заниматься? Приходи! Тебя примут в любом возрасте, и ты сможешь заниматься ради удовольствия, здоровья и самореализации. Эта дисциплина открыта для каждого. Она позволяет раскрыться, не ставя перед тобой жёстких рамок или условий.
— В вашей жизни пересекаются хореография, гимнастика, журналистика. Положа руку на сердце, что из этого для вас важнее всего?
— Честно? Всё важно — и всё это части меня, составляющие одно целое. Все направления питают и дополняют друг друга. Гимнастика учит дисциплине и грации, хореография — выражению эмоций и красоте, журналистика — умению мыслить, анализировать и делиться своими мыслями. Всё это делает меня той, кто я есть.
— Могут ли йога или фитнес стать альтернативой гимнастике?
— Конечно, йога и фитнес — прекрасные оздоровительные направления. Это не просто альтернатива, это отдельные полноценные виды физической активности, которые подходят абсолютно разным по возрасту людям.
Глава нашего государства активно поддерживает развитие физической культуры и массовый спорт. Конечно, не се могут позволить себе занятия большим спортом, всё зависит от физических возможностей и здоровья. Но любой человек может найти подходящее для себя занятие: будь то гимнастика, фитнес, йога или просто ходьба. Важно чтобы нагрузка была в пределах возможностей человека, без избыточного перенапряжения. Даже простая оздоровительная ходьба – это уже огромная польза. Каждый человек может подобрать для себя то, что ему подходит. Ведь главное — не стоять на месте!