«Экономика впечатлений»: Сергей Данилов рассказывает, как история блюда делает его вкуснее для туриста

«Экономика впечатлений»: Сергей Данилов рассказывает, как история блюда делает его вкуснее для туриста

Узбекистан, известный своими древними городами и богатой культурой, в 2025 году обещает открыть туристам совершенно новые грани. Постановление правительства поставило цель диверсифицировать туристический сектор и предложить гостям и жителям страны уникальные возможности для знакомства с Узбекистаном. Вместо привычных экскурсий по Самарканду и Бухаре, путешественникам предложат… посетить заводы, шахты, обсерватории и даже военные полигоны.

Сегодня мы решили поговорить об одном из любимых у каждого путешественника направлении — гастрономическом туризме. В эпоху «экономики впечатлений» туристы ищут не только красивые виды и сувениры, но и глубокое погружение в культуру другого народа через запахи, звуки и, конечно, вкусы. Как сделать гастрономический туризм успешным, рассказал создатель бренда «Вкусный Узбекистан», инициатор Узбекского винного клуба и проекта «Гаражное виноделие в Узбекистане», представитель Global Wine Tourism Organisation Сергей Данилов

— Сергей Викторович, что, на ваш взгляд, изменилось в продвижении Узбекистана как эногастрономической дестинации?

— Полагаю, что прилагается много усилий на разных уровнях. Но с точки зрения туроператоров, мало что изменилось, потому что они, как организаторы бизнеса, предпочитают продавать то, что легко продается. А легко продаются «Регистан и самаркандский плов». Вот их и предлагают, как часть гастрономического тура, или, если в основу заложены еда, вино и кулинарное наследие дестинации, эногастрономического туризма.

Разумеется, в рамках традиционного культурно-познавательного тура: необходимо приехать в Самарканд, посетить Регистан, попробовать самаркандский плов, принять участие в гастрономическом мастер-классе. А вот что касается разработки принципиально нового туристского продукта, основанного, в том числе и на развитии новых объектов эногастрономической инфраструктуры, кулинарных музеев, дегустационных залов, национальных домов с традиционным меню, интересных ресторанных форматов, региональных точек типа «миллий таомлар». Я даже не говорю о винодельнях, сыроварнях и других вкусных местах. Причем здесь я сознательно не упомянул о тенденции искусственного создания «гастрономических улиц», несмотря на наличие популярных у местных гурманов практически целых гастрономических кластеров, как например, на Малой кольцевой (бывший Софийский проспект). Это тема отдельно разговора.

Например?

— Несколько лет назад я разместил на YouTube ролик «Вкусный Самарканд», и там есть сюжет про шашлык на т.н. мол-базаре (скотный рынок) «Якканчик». С местным туроператором сделали программу тура с посещением базара, потому что базары — это очень важный объект гастрономического туризма. Это отдельная и очень интересная тема, я специально выезжал на мол-базары, изучал их — на скотных базарах существует целая система особых взаимоотношений между участниками торгового процесса.

Но с тех пор, как я опубликовал на Youtube ролик, я не видел, чтобы кто-то, кроме упомянутого местного туроператора, стал предлагать туры на шашлык-базар «Якканчик» (кстати, он работает только по утрам воскресенья).

Другой пример — кишлак Конигиль в Самаркандской области, где Зариф Мухтаров показывает производство самаркандской бумаги по древним технологиям. Местные туроператоры, проявили интерес к этому туристскому объекту и предложили ему проводить там гастрономические мероприятия: кормить туристов, проводить мастер-классы по приготовлению плова, лепешек. Теперь там регулярно проводятся и кулинарные мастер-классы.

Это говорит о том, что связь туроператоров с поставщиками туруслуг может быть очень эффективной и способствовать развитию. В результате жители всей махалли заинтересовалась оказанием туристских услуг, а кишлак Конигиль получил поддержку и статус «туристический».

Зариф Мухтаров сам всем управляет, они добавили туда производство масла из косточек, делают плов. Не удивлюсь, если скоро там появится и производство сыра для туристов. Вполне возможно, что по мере легализации этой темы в деревне Конигиль появится много нового. Вот вам конкретный пример того, как это может развиваться, и какова роль «Вкусного Узбекистана» в этом процессе.

СПРАВКА.  Кишлак Конигиль в пригороде Самарканда получил в  2020 году статус туристической деревни. Туристы гуляют по благоустроенной территории вдоль реки Сиаб, посещают мастер-классы в мастерских местных ремесленников и покупают сувениры местного производства. Главная достопримечательность Конигиля — бумажная фабрика «Мерос», мастера которой производят знаменитую самаркандскую шёлковую бумагу по древней технологии. Ремесленник Зариф Мухтаров привечает каждого, даже одинокого посетителя своей бумажной мастерской. Зариф потратил на изучение процесса изготовления бумаги и его восстановление многие годы.

— Сергей Викторович, в чем заключаются особенности особенности гастрономического туризма?

— Тут важно понимать сегментацию потребителей. Когда «вкусный» туризм  выступает как часть культурно-познавательного туризма, он рассчитан на широкую аудиторию. А когда у туристов основная мотивация местная гастрономия и кулинарное наследие, то это более узкий сегмент, поэтому в составе туристских групп или индивидуально, приезжают настоящие гурманы. Их значительно меньше. Туроператорам удобнее продавать сезонные туры для широкой аудитории — с апреля по июнь и с августа по ноябрь, чем заниматься нишевыми турами.

Каково ваше видение развития агротуризма в Узбекистане?

— Я считаю, что следует классифицировать туризм как городской (посещение Регистана) и сельский — это типология по месту проведения. В сельской местности можно реализовывать совершенно разные виды туризма: агротуризм, этнографический туризм, кулинарный, гастрономический, ремесленный. Активностей очень много.

Гастрономия, конечно, очень важна с точки зрения сельской местности, потому что дестинацию можно продвигать на основе региональных гастрономических брендов.

Например, самаркандская лепешка — это региональный бренд, кстати, недавно получивший статус защищенного географического указания. Или кувинские гранаты — это тоже гастрономический бренд, который может способствовать развитию территории. Или хорезмская дыня, также зарегистрированная как географическое указание.

Географические указания, способствующие развитию бренда территории — это отдельная и особая тема, требующая отдельного разговора.

Как сделать региональную кухню более привлекательной для туристов, привыкших к европейскому завтраку?

— Туристы будут есть то, что хотят. И если они любят европейский завтрак, им нужно дать такую возможность. Но обязательно должна быть возможность попробовать и национальный завтрак. Это несложно сделать. Достаточно организовать небольшой уголок на привычном фуршетном столе (ведь утренний завтрак обычно проходит в формате буфета). И назвать этот уголок, например, «Традиционный завтрак самаркандцев» (или ферганцев, бухарцев, в зависимости от региона). Возле каждого блюда должна быть табличка названием и кратким описанием, чтобы туристу было понятно из каких оно продуктов.

Можете привести пример успешного внедрения регионального блюда в меню завтрака для туристов?

— У меня была история в Самарканде. Хозяйка гостиницы в разговоре со мной упомянула, что ей бабушка готовила гельминды — это такие узбекские блины. Я спросил, умеет ли она сама их готовить, и предложил поставить на завтрак для туристов.

Через некоторое время она позвонила и сказала, что это пустая затея и туристы не проявили особого интереса к блинам. Я спросил, как она представила это блюдо. Оказалось, что она просто поставила его рядом с другими (знакомыми туристам). Потому они и проходили мимо. Я посоветовал написать, что это древний традиционный завтрак, что его раньше готовили бабушки для детей, что блюдо бывает сладким и соленым. И что, отель уважает семейные ценности, преемственность поколений и вековые традиции, делится воспоминаниями о доме.

Она так и сделала. И после этого, по ее словам, туристы угощаются гельминды с большим удовольствием, и после завтрака его даже не оставалось.

То есть к блюду должна прилагаться история?

— Если сопровождать еду историей, рассказывать об особенностях, о традициях, то люди, даже только из уважения, будут пробовать. Например, я был в Астане в пятизвездочном отеле международной сети. У них огромный выбор еды на завтрак, но есть и уголок с традиционной казахской едой кочевников: курт, шубат, баурсаки. Все подписано, объяснено, что это такое. Можно подойти, попробовать, посмотреть, сфотографировать, взять на пробу — не обязательно есть, но важно иметь возможность получить информацию.

Получается, что это важно?

— Люди приезжают за ощущениями, за туристическим опытом. Сейчас другие тренды: люди хотят глубоко погрузиться в культуру, получить новые знания, новые ощущения. Не только сфотографироваться на фоне памятника и узнать его историю, а именно впитать запахи, звуки, вкусы, ароматы. Вот что сейчас важно.

—   Недавно появился термин «экономика впечатлений» и как она связана с туризмом?

—  Это новый тренд, новая форма экономики. Она называется «экономика впечатлений». И туризм, как экономический вид деятельности, справедливо называют «туризмом впечатлений». Это те впечатления, которые люди увозят с собой, а не только фотографии на фоне памятников и сувениры.

Разумеется, фотографии, сувениры, и особенно «вкусные сувениры» — дополняет впечатления. Приезжая к себе на родину, туристы с удовольствием угощают «вкусными сувенирами» своих гостей и рассказывают историю, связанную с ними. Не просто ставят еду на стол, а рассказывают, где, при каких обстоятельствах они ее приобрели, и какие эмоции при этом испытали.

Почему это важно для развития туризма?

— Важно. Многие туроператоры по окончанию тура делают своим гостям подарки, чтобы те увезли с собой сувениры и рассказывали о них. Это самая лучшая реклама для туроператора — когда люди рассказывают друзьям и родственникам о своих впечатлениях. Они доверяют вашим эмоциям больше, чем рекламным буклетам или роликам. Он «заражаются» вашими эмоциями и хотят оказаться на вашем месте, поэтому едут туда, где вы побывали.  

— Сергей Викторович, спасибо вам за разъяснение, это не последняя наша с вами встреча, вы профессионал с многолетним стажем в различных туристических областях, и у нас есть специальная экспертная рубрика, куда мы вас приглашаем.

«Караван-Инфо»