
Василя Алимова: «Наша цель — подготовить детей к самостоятельной жизни»
Мы продолжаем серию интервью с руководителем Республиканского центра социальной адаптации детей (РЦСАД), врачом высшей категории, кандидатом медицинских наук, Василей Алимовой, которая рассказала о самых значимых проектах, уникальных методиках и важности партнёрства в деле защиты детства.
— Василя Саттаровна, помимо практической работы с «особыми» детьми ваш центр разрабатывает методические пособия.
— Любому специалисту нужна методическая помощь. Мы готовим пособия именно для тех, кто работает в сфере социальной защиты детей. Это позволяет педагогам и психологам получать качественные материалы и применять их в работе.
У нас есть проекты, которые мы реализуем совместно с государством. Например, в прошлом году мы выиграли конкурс, объявленный парламентом, и получили государственный социальный заказ на оснащение трудовых кабинетов в специализированных школах для детей с отклонениями в умственном развитии. Одна из этих школ находится в Ташкенте, другая — в Ферганской области.
— Расскажите подробнее об этих кабинетах.
— Мы оборудовали классы, где дети обучаются швейному делу, кулинарии, слесарному делу. Всё это помогает развивать моторику и даёт им возможность освоить профессию. Мы купили оборудование, инвентарь, мебель. Например, в одной из школ организовали полноценную парикмахерскую — закупили манекены, машинки, кресла, всё необходимое для обучения.
В этих школах раньше не хватало материально-технической базы. Мы её обновили, чтобы дети могли полноценно обучаться. Ведь наша цель — не просто дать им базовые навыки, а подготовить к будущей самостоятельной жизни.
— Вы также разработали специальные учебные пособия. В чём их уникальность?
— Эти пособия писались совместно с Центром развития образования при Министерстве дошкольного и школьного образования, а также самими педагогами специализированных школ. Мы сделали два больших пособия для девятого класса — одно для мальчиков, другое для девочек.
В обычных учебниках, например, по швейному делу, есть только теоретическая информация. Но нет методики обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями. Как ему объяснить? Что он должен шить? Какие навыки осваивать? Мы разработали пошаговую методику, которая адаптирована именно под этих детей. Это огромная работа, которая даёт педагогам инструменты, а детям — возможность учиться и развиваться.
— Ваш центр реализует множество проектов. Расскажите о самом значимом из последних.
— Мы впервые в Узбекистане провели курс по обучению специалистов методике ADOS-2 — это золотой стандарт диагностики расстройств аутистического спектра (РАС), которые теперь могут выявлять его с высокой точностью.
Ранее в Узбекистане эта методика не применялась. Но во всём мире ADOS-2 считается не только самым точным инструментом диагностики, методика помогает отслеживать динамику развития ребёнка. Ведь одного обследования недостаточно — важно наблюдать, как меняется состояние ребёнка со временем.
— Вы также участвуете в международных и государственных проектах. Какие из них оказались наиболее успешными?
— Один из таких проектов — кружки для детей с особенностями. Мы запустили их три года назад благодаря гранту Программы развития ООН (UNDP). У нас есть пять направлений: бисероплетение, национальная вышивка, вязание игрушек и одежды, рисование, а также работа с керамикой и гипсом. Все занятия бесплатные. Причём мы всегда привлекаем родителей, чтобы они занимались вместе с детьми.
Матери особенных детей часто полностью посвящают себя уходу за ребёнком, не имея возможности работать. Если они осваивают ремесло, то могут не только поддерживать себя финансово, но и чувствовать себя уверенными, сильными. А ещё это сближает их с детьми: они не просто ухаживают за ними, а творят вместе.
— Ваш центр занимается внедрением инклюзивного образования. Как давно?
— С 2007 года. Мы работаем над тем, чтобы дети с особенностями могли обучаться в общеобразовательных школах. Постепенно общество становится более открытым к инклюзии. Мы поддерживаем не только детей, но и их семьи, а также учителей, чтобы создать для всех комфортные условия.
— Знаю, что ваши специалисты помогают воспитанникам домов Мехрибонлик, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Расскажите об этом.
— Действительно, мы помогаем молодым людям, которые выросли в домах Мехрибонлик. Когда они выходят во взрослую жизнь, им нужна поддержка. Наши социальные работники раньше работали в этих учреждениях, поэтому знают этих ребят. И теперь они могут к нам обратиться за помощью в решении социальных и психологических вопросов.
После выпуска из этих специализированных учреждений многие дети сталкиваются с проблемами адаптации. Им нужно сопровождение, чтобы не «потеряться» в новой для них жизни. Наши специалисты помогают им найти своё место в обществе, получить поддержку в решении бытовых, социальных и психологических вопросов.
Мы также помогаем семьям, столкнувшимся с трудностями в коммуникациях, связываемся с соответствующими структурами — министерствами, органами местного управления — и направляем туда детей или всю семью, чтобы они смогли получить необходимые услуги, которые не можем оказать мы.
В нашу задача входит адаптировать ребёнка к жизни, развивать его навыки, и физические, и умственные. А если ребёнку требуется медицинская помощь, мы отправляем его в профильное медицинское учреждение. Если стоит вопрос с обучением, мы оказываем содействие в устройстве ребёнка в образовательное учреждение, но окончательное решение остаётся за образовательными структурами.
— Вы упомянули о правовых проблемах. Как часто вы сталкиваетесь с нарушением прав детей?
— Такое, к сожалению, случается. В подобных случаях мы либо сопровождаем процесс самостоятельно, либо передаём дело в правоохранительные органы. Иногда к нам напрямую обращаются суды. Например, если в семье сложилась непростая ситуация, вплоть до криминальной, и ребёнок оказался её свидетелем или даже жертвой.
— И тогда вы проводите экспертизу?
— Да, если ребёнок с особенностями развития, дело становится ещё более сложным. В таких случаях суды подключают нас для проведения психологической экспертизы или участия в процессе, чтобы дать профессиональную оценку его состояния и поведения.
—Ваш центр активно сотрудничает с вузами. Как строится эта работа?
— У нас есть партнёрство и с государственными, и с частными вузами. Например, на днях мы подписали меморандум о сотрудничестве с Международным институтом финансовых и технических наук (ISFT). Это позволит студентам, обучающимся по направлениям психологии, дошкольного образования и педагогики проходить у нас практику. Кроме того, мы активно взаимодействуем с государственными, негосударственными, и международными организациями. Благодаря этому партнёрству у нас появляются новые возможности и проекты. Мы стремимся сделать так, чтобы дети и студенты, которые хотят изменить мир, имели для этого все условия.
— То есть студенты работают с детьми и получают реальный опыт?
— Именно так. Эта многолетняя практика. Летом работают в качестве волонтёров, некоторые практиканты, после окончания вуза, возвращаются и остаются работать. Среди наших сотрудников есть выпускники многих вузов, в частности, факультета психологии МГУ имени Ломоносова в Ташкенте.
— Уже не могут жить без этой работы?
— Многие настолько привязываются к детям и к самой идее помощи, что остаются в этой сфере. Мы сейчас активно развиваем направления, связанные с педагогикой и психологией. Недавно у нас проходили защиты магистерских работ — три магистра проходили у нас дипломную практику.
— Опираясь на ваш опыт, что бы вы посоветовали человеку, который искренне хочет помогать детям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, но боится эмоционального выгорания и не уверен в своей психологической устойчивости?
— Двигаться вперёд. Страх живёт у нас в голове. Как только человек начинает действовать, он уходит. И, конечно, дети из такой категории всегда нуждаются в поддержке. Причём не только в материальной.
Иногда достаточно просто уделить ребёнку 10 минут: позаниматься с ним, поиграть. А за эти 10 минут его мама сможет немного передохнуть. Это уже огромная помощь. Или просто поддержать родителей словами: «Всё будет хорошо, вы справитесь». Ведь не все понимают, что для результата нужно время.
— Люди надеются на быстрый прогресс?
— Да, но, к сожалению, чудес не бывает. Нет волшебной таблетки, которая заставит ребёнка вдруг начать говорить или бегать. Если бы такая существовала, её автор получил бы Нобелевскую премию. Главное — терпение, настрой и системная работа. Результаты непременно появятся, мы видим это ежедневно. Если бы их не было, к нам бы не обращалось столько людей, а центр не достиг таких масштабов.