
Мир едет на электротяге: что происходит на рынке?
В 2024 году мировые продажи автомобилей на новой энергии (NEV), включая электромобили и подключаемые гибриды, достигли рекордных показателей на всех ключевых рынках, превысив 17 миллионов единиц, говорится в обзоре Фонда Росконгресс.
При этом Китай значительно опережает остальной мир. В самом Китае доля электромобилей и гибридов превысила 41% от общих продаж легковых автомобилей, в то время как реализация автомобилей с двигателями внутреннего сгорания сократилась на 17%. Рынок NEV в США и Канаде также показал значительный рост (+22%), однако по объему он значительно уступает китайскому.
Аналитики отмечают, что тарифные войны, направленные на вытеснение китайских конкурентов с рынков США и Европы, могут помочь сохранить местную индустрию NEV, однако не решают проблему высокой стоимости электромобилей. Планы по выпуску электромобилей были пересмотрены в сторону снижения на 50% в США и на 29% в Европе.
США ввели 100% импортную пошлину на китайские электромобили, а в ЕС рассматривается тариф в 50%. Однако, несмотря на протекционистские меры, европейским и американским производителям сложно конкурировать с китайскими компаниями. Эксперты подчеркивают важность сохранения мер налоговой поддержки для сдерживания цен на NEV.
Кроме того, на рынке появляются новые игроки, такие как вьетнамский VinFast, что усиливает конкуренцию и требует от европейских и американских производителей учитывать не только китайскую экспансию, но и конкуренцию с другими азиатскими компаниями.
Напомним, что в 2024 году Узбекистан впервые импортировал больше электромобилей и гибридов, чем бензиновых автомобилей, следует из данных Таможенного комитета.
Импорт электромобилей вырос в 1,5 раза, а гибридов — на 42%, при этом средняя цена импортируемого электромобиля снизилась почти в три раза.
Этому способствует отсутствие акцизов и таможенных пошлин на электромобили, льготы для таксистов и предпринимателей, а также более низкая стоимость регистрации и проблемы с газовыми заправками и дорогим топливом.
Однако уже с 1 мая 2025 года в Узбекистане повышается утилизационный сбор для электромобилей, установленный правительством в диапазоне от 45 до 78,5 млн сумов в зависимости от года выпуска, что в несколько раз превышает текущие ставки, с целью финансирования создания инфраструктуры для безопасной утилизации аккумуляторных батарей и стимулирования локализации «зеленых» технологий в стране.